julia_klay

Categories:

Феминизация кинематографа

Как все начиналось

Первые феминизированные киногероини появились еще в начале 20 столетия и связаны с именем Теды Бары – секс-символа немого кино. В таких картинах как «Кровавая роза», «Саломея», «Клеопатра» прослеживается образ роковой красотки, подчиняющей себе волю мужчин.

Героиня экранизации романа «Унесенные ветром» - сильная, умная, предприимчивая Скарлетт совсем не похожа на классическую барышню той эпохи: она сама решает проблемы, живет здоровым эгоизмом, не боится выступать против норм и шокировать общественность.

В 80-е - 90-е годы образ самостоятельной сильной женщины уже перестает быть новинкой, а прочно укореняется в кино: «Чужой», «Основной инстинкт». «Солдат Джейн», «Связь» опровергают все предрассудки насчет «слабого пола». «Секретные материалы» ставшие символом 90-х годов, создали новый, полностью феминизированный, образ интеллектуальной женщины в строгом костюме, с собственными убеждениями и стальными нервами.

В 21 веке феминизм проник во все сферы жизни людей, в том числе и в кинематограф. На сегодняшний день можно встретить немало успешных блокбастеров и франшиз где в качестве главного героя выступает сильная, умная, независимая женщина: «Солт», «Люси», «Опасная игра Слоун», «Малышка на миллион», «Взрывная блондинка», «Домино», «Убить Билла», «Голодные игры», «Дивергент», «Другой мир», «Обитель зла», «Лара Крофт». Впрочем, и те девушки, кому отведена роль подружки героя все меньше напоминают типичных хороших девочек, которые тихо ждут в сторонке, когда драка закончиться: «Форсаж», «Трансформеры», «Пандорум» демонстрируют нам новый тип женщин.

Самый известный и успешный во всех отношениях сериал современности «Игра престолов», несмотря на все обвинения в сексизме просто напичкан независимыми и самодостаточными героинями, которые зачастую играют решающую роль. Циничная Серсея давит врагов как муравьев: не моргнув глазом, взрывает септы, объявляет войны, убивает королей, красная ведьма Мелисандра легко манипулирует грозным Станисом, Маргари Тирелл и вовсе превращает своих женихов в ручных котят, Арья и Яра ничем не уступают своим братьям и легко берут на себя мужские роли.

Любопытно, что по мере того как на экране набирает силу и власть женский персонаж, мужской слабеет и полностью теряет все свои признаки и качества. Посмотрим правде в глаза: любимый герой 90-х агент Малдер – не более чем меланхоличный неудачник с параноидальным психотипом, за которым приходиться все подчищать и разгребать его напарнице; Пит Мелларк из «Голодных игр» абсолютно инертный персонаж и вопреки шаблону не спасает, а сам выступает в роли спасенного; даже в «Багровом пике» где действие происходит в викторианскую эпоху, игру ведут женщины, а прекрасный прынц тихо отсиживается в сторонке.

Мультипликация и экранизированные сказки

Уже в 90-е годы в мультипликации мужчина и женщина выступают на равных, а прекрасные принцессы перестают безмолвно дожидаться своих суженных в башнях. Так Ариэль из «Русалочки» сначала открыто бунтует, потом сама спасает принца, идет на опасную сделку и тд. И лишь единожды, в самом конце мужской персонаж перехватывает инициативу и проявляет активность, убивая ведьму. В мультфильме «Алладин», несмотря на то, что главным персонажем является мужчина, женщина (принцесса Жасмин) ему ничуть не уступает, выступая против устоев общества, сбегая из дворца и, отвергая женихов. Анастасия из одноименного мультфильма сначала показывает боевой характер и независимость, а в конце сама расправляется со злодеем, пока суженый валяется в беспамятстве.

В последние годы принцессы и вовсе перестали нуждаться в суженых: «Храбрая сердцем» отказывается выходить замуж, и за всю историю ни один мужской персонаж так и не повлиял на происходящее. Малифисента один раз разочаровавшись в любви, предпочитает больше не связываться с мужчинами, и сама спасает прекрасную принцессу, Белоснежка из «Белоснежка: месть гномов» лично сражается с монстром и королевой, в то время как принц в колготках безмолвно переходит из рук в руки.

Кроме Голливуда

Любопытно, что феминизация затронула не только Голливуд и полнометражное кино, но и, к примеру, бразильские сериалы. Это отчетливо видно при анализе двух наиболее успешных и известных сериалах нового столетия «Клон» и «Проспект Бразилии». В первом мы видим главную героиню Жади, отчаянно борющуюся с системой, родными и обществом и абсолютно пассивного, ноющего Лукаса, который, лишь ждет результата происходящего, не прикладывает никаких усилий. Причем, если присмотреться, то можно заметить, что борется с системой героиня не из-за страстной любви к тюфяку-бразильцу, а с самого начала, просто не желая с ней мириться. Попав из Бразилии в мусульманский мир и столкнувшись с новыми нормами, в ответ на критику она не меняется и не склоняет голову, а задает вопрос: «Почему так?». В «Проспекте Бразилии» и вовсе балом правят исключительно женщины, в то время как мужчины выглядят как беспомощные жертвы их хитроумных интриг, валяясь на диване и попивая пивко.

Безобразно снятый и исковеркавший историю «Великолепный век» тоже демонстрирует господство женщин в обществе, несмотря на то, что действия происходит в Османской империи. Сулейман влюбляется в свою Хюррем без оглядки, теряя голову и власть, а дамочки в гареме благополучно плетут интриги и делят своего господина.

Россия

В отечественном кинематографе пока по-прежнему господствует классический сценарий доярки из Хацапетовки или любого другого Зажопинска, которая едет в Москву, где её поджидает очередной олигарх с букетом, кольцом и стервозной бывшей в сговоре со свекровью. И хотя главная роль отведена той самой доярке, которая коня на скаку остановит, все её интересы сводятся к получению богатого жениха и устроению счастливой куриной жизни, а не реализации собственных интересов, свержению системы, власти, защите отечества или еще чего-то. Новинкой в этом отношении стал мини-сериал «Обычная женщина». Несмотря на примитивный посыл «на всё ради семьи», главная героиня не относится к классическим представителям семейства куриных: её основной целью не является заполученние или удержание мужа рядом с собой, а когда он оказывается совершенно бесполезным и бесхребетным, основным добытчиком и главой семейства становится она сама.


promo julia_klay september 11, 2019 10:17 5
Buy for 10 tokens
Добрый день! Теперь Вы можете размещать промо и рекламу в моем блоге. По всем вопросам пишите на julia.klyukvina@yandex.ru или отправляйте личное сообщение в ЖЖ. Я обязательно Вам отвечу.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic