julia_klay

Category:

«Куколка, кружись, кружись!». Сатирическая сказка или мрачное предсказание Гофмана?

«Живей-живей-живей, — кружись, огненный круг, кружись, — веселей-веселей, куколка, прекрасная куколка, — живей, — кружись-кружись!»

Тот, кто читал новеллу Э. Т.А. Гофмана «Песочный человек» наверняка помнит образ Олимпии: прекрасной на лицо, безупречно сложенной, но бездушной куклы, которую, увы, полюбил главный герой Натанаэль. У мрачного произведения немецкого писателя существует несколько интерпретаций, и одна из них как раз связана с автоматом-Олимпией.

Иллюстрация к новелле "Песочный человек"

«В новелле «Песочный человек» студент Натаниэль не мог не влюбиться в куклу по имени Олимпия, которую ему подсунул профессор Спалланцани, — она только слушает, но сама ничего не говорит, не судит, не критикует; у Натаниэля великая уверенность, что она одобряет его произведения, которые он перед нею читает, что она восхищается ими. Олимпия — деревянная кукла, вдвинутая в общество живых людей, слывущая тоже человеком среди них, самозванка, втируша, l'intruse. Принявшие втирушу, обольщенные ею несут возмездие — они заражаются сами ее деревянными качествами, глупеют, оболваниваются, как это и случилось с Натаниэлем. Впрочем, Натаниэль кончил безумием»

- вот что пишет об Олимпии Н.Я. Берковский. Иными словами, ранимый и в то же время себялюбивый молодой человек обольщается сочетанием бессловесности, которую он принимает за восхищение своим талантом, и нереалистичной красоты куклы и предпочитает ее живой девушке. Вот как описана Олимпия в произведении Т.А. Гофмана:

«он заметил, что из его окна видна комната, где часто сиживала в одиночестве Олимпия, так что он мог отчетливо различить ее фигуру, хотя черты лица ее оставались смутны и неясны. Правда, наконец и его удивило, что Олимпия целыми часами оставалась все в том же положении, в каком он ее однажды увидел через стеклянную дверь; ничем не занимаясь, она сидела за маленьким столиком, неотступно устремив на него неподвижный взгляд; он должен был признаться, что никогда еще не видывал такого прекрасного стана; […] Олимпия, по обыкновению, сидела за маленьким столом, положив на него руки и сплетя пальцы. Тут только узрел Натанаэль дивную красоту ее лица. Одни глаза только казались ему странно неподвижными и мертвыми. […]Олимпия явилась в богатом наряде, выбранном с большим вкусом. Нельзя было не восхититься прекрасными чертами ее лица, ее станом. Ее несколько странно изогнутая спина, ее талия, тонкая как у осы, казалось, происходили от слишком сильной шнуровки. В ее осанке и поступи была заметна какая-то размеренность и жесткость, что многих неприятно удивило; это приписывали принужденности, которую она испытывала в обществе. […]Он сидел подле Олимпии и, не отпуская ее руки, с величайшим пылом и воодушевлением говорил о своей любви в выражениях, которых никто не мог бы понять — ни он сам, ни Олимпия. Впрочем, она-то, быть может, и понимала, ибо не сводила с него глаз и поминутно вздыхала: «Ах-ах-ах!» В ответ Натанаэль говорил:

— О прекрасная небесная дева! Ты луч из обетованного потустороннего мира любви! В кристальной глубине твоей души отражается все мое бытие! — и еще немало других подобных слов, на что Олимпия все время отвечала только: «Ах-ах!» […]однако ж сыскались насмешники, сумевшие порассказать о всяких странностях и нелепостях, какие были замечены на празднике, и особенно нападавшие на оцепенелую, безгласную Олимпию, которую, невзирая на красивую наружность, обвиняли в совершенном тупоумии»

Ах да, к чему это я? Прочтя трактовку Берковского, я невольно подумала о том, что современное общество наводнили такие же бездушные Олимпии, как это не парадоксально. Хотя на дворе XXI век многие представительницы женского пола предпочитают оставаться куклами, без собственного мнения, без стремлений, без индивидуальности, словно сделанными под копирку, отштампованными на заводе. У них одинаковые, сделанные чужой рукой лица, пусть безупречные, но ничего не выражающие, похожие фигуры, зачастую тоже сделанные, и полное отсутствие какого-либо внутреннего наполнения, духовного начала.

Анастасия Квитко - всего лишь клон Ким Кардашьян, сделанный руками пластических хирургов

На таких Олимпий имеется немалый спрос, что неудивительно: молчаливая, покорная, она позволит делать с собой все что угодно, почти ничего не требуя взамен, она красива, но непритязательна, презентабельна, но не горда, она дает чувство власти и не имеет ничего против того чтобы быть чьей-то собственностью.

Сравните эти строки с приведёнными ниже фотографиями: 

«То правда, стан ее соразмерен и правилен, точно так же, как и лицо! Ее можно было бы почесть красавицей когда бы взор ее не был так безжизнен, я сказал бы даже, лишен зрительной силы»

Глаза этих красавиц действительно словно лишены признаков рассудка, жизни, хоть какого-то выражения, эмоций. Впрочем, и поведение и высказывания некоторых из них невольно заставляет сравнивать их с куклами или, по крайней мере, усомниться в их интеллекте.

«У меня все хорошо, только жаль, что отменили фейерверки в Сен-Тропе. А так, у нас куча охраны, супер все! Мы отдыхали на яхте, ужинали, пришел француз и сказал, что случился теракт какой-то, поэтому нужно уезжать, на берег возвращаться, ну, и погода плохая еще. Мы так расстроились, хотели фейерверк посмотреть, но этот ужас случился и все отменили! Меня отлично охраняют, без этого сейчас, конечно, никуда. С моими бриллиантами на улицу не выйдешь. Нужно минимум два телохранителя, чтоб охраняли драгоценности»

- Кристина Сысоева

«Я привыкла, что мужчина как поступил, так и сделал […] Я сначала искренне думаю, а потом другое.»

- Ольга Бузова

Впрочем, тема бездуховности, замаскированной под прекрасной наружностью, была, есть и будет актуальна всегда, и, наверное, нет смысла порицать прелестных Олимпий, ведь в отличии от сказочной героини, это их жизнь и их сознательный выбор.

promo julia_klay september 11, 2019 10:17 5
Buy for 10 tokens
Добрый день! Теперь Вы можете размещать промо и рекламу в моем блоге. По всем вопросам пишите на julia.klyukvina@yandex.ru или отправляйте личное сообщение в ЖЖ. Я обязательно Вам отвечу.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic